Кафедры | Музеи | Абитуриенту | Студенту | Наука | Библиотека | Творчество   
 

 

Биолого-почвенный факультет ИГУ

Характеристика профилей по направлению "Биология"

Профиль Ботаника
Обучение студентов в рамках профиля «Ботаника» заключается в освоении ими основных направлений современной науки о растениях. В частности набор учебных дисциплин профиля включает предметы научной (палеоботаника, дендрохронология и др.), практической и природоохранной (ландшафтное проектирование, ресурсоведение, фитоиндикация и др.) направленности. Выпускники профиля подготовлены к деятельности по изучению, экологии, охране и использованию растений и грибов, к работе в области фитопатологии, охраны леса, в садово-парковом хозяйстве, органах управления природопользованием и охраны природы, к научно-производственной деятельности; владеют широким спектром методов описания, классификации и культивирования ботанического материала.
Выпускник, завершивший обучение по профилю Ботаника:

  • знает фундаментальные основы, современные достижения и проблемы науки о растениях;
  • владеет методами сбора, культивирования и использования растений различных систематических групп и использует их в решении медицинских, сельскохозяйственных и экологических проблем;
  • владеет основами теории и практики специальных ботанических дисциплин;
  • знает особенности распространения растительных сообществ в различных средах обитания, их роль в экосистемах и биосфере в целом, использует эти знания в ликвидации последствий антропогенных загрязнений окружающей среды;
  • может разрабатывать и применять в практической деятельности основные методики культивирования растений и грибов;
  • подготовлен к работе на производстве и в научных учреждениях в областях общей ботаники, биотехнологии, сельскохозяйственной, пищевой и природоохранной деятельности.

Профиль Биохимия
Изучение химического строения и функций веществ, входящих в состав живых организмов, метаболизма, биоэнергетических механизмов и принципов регуляции обменных процессов; биохимические основы патологических процессов и иммунитета растений; освоение методов биохимии и молекулярной биологии, биоорганической химии, иммунохимии, биотехнологии, клеточной и генной инженерии, биологии клетки. Выпускник подготовлен для работы в области биохимии растений и медицинской биохимии, иммунологии, биотехнологии, фитопатологии, сельского хозяйства, в организациях по защите растений.
Выпускник, завершивший обучение по профилю Биохимия:

  • знает основные достижения и проблемы современной биологии и понимает перспективы ее развития;
  • знает молекулярные механизмы ферментативного катализа и основы клеточной биоэнергетики;
  • владеет широким спектром физиолого-биохимических и молекулярно-генетических методов исследования и оценки состояния живых систем разных уровней организации;
  • демонстрирует современные представления о механизмах регуляции обменных и мембранных процессов;
  • знает принципы генетической инженерии и ее использования в биотехнологии;
  • использует знания и навыки для решения задач медицинской биохимии, биохимии растений, иммунохимии, биотехнологии и биологического контроля окружающей среды.

Профиль Физиология
Изучение функционирования организма животных и человека; комплексное изучение физиологических, биохимических, физических и структурных основ жизнедеятельности человека и животных для познания принципов и механизмов деятельности живых организмов на молекулярном, клеточном,  органном и системном уровнях; поведенческие, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно-биологические подходы; изучение закономерностей и механизмов поддержания постоянства внутренней среды организма; анализ механизмов нервной и гуморальной регуляции, молекулярных, биохимических процессов, определяющих динамику и взаимодействие физиологических функций; закономерности функционирования основных систем организма (нервной, иммунной, сенсорной, двигательной, крови, кровообращения, лимфообращения, дыхания, выделения, пищеварения, размножения, внутренней секреции и др.); механизмы сенсорного восприятия и организации движений; динамика физиологических процессов на всех стадиях развития организма. Физиологические механизмы адаптации человека к различным географическим, экологическим, трудовым и социальным условиям.
Выпускник, завершивший обучение по профилю Физиология:

  • владеет современными методами физиологического эксперимента и способен профессионально эксплуатировать соответствующее оборудование;
  • имеет    современные    теоретические    представления    о    строении,

организации  и  работе  всех  систем  жизнеобеспечения;

  • знает регуляторные    механизмы,    обеспечивающие    гомеостаз    живых    систем, принципы  системной  организации,  дифференциации  и  интеграции  функций организма;
  • имеет современные представления о строении, функциях и механизмах работы  иммунной  системы,  о  развитии  патологических  процессов  и  имеет представления       о       возможностях       фармакологической       коррекции патологических состояний; 
  • знает особенности психофизиологии человека, закономерности работы  головного  мозга,  его  интегративной  деятельности,  приемов  и  способов обработки  информации,  механизмы  памяти,  регуляции  целенаправленной деятельности животных и человека;
  • владеет    методическими    приемами,    необходимыми    для    изучения физиологических процессов на организменном, органном, тканевом, клеточном и  молекулярном  уровнях.
  • готов  планировать,  организовывать  и  выполнять современный  физиологический  эксперимент  в  лабораторных  условиях,  знает его  необходимое  техническое  обеспечение,  прогнозирует  результаты, 
  • владеет математическими  методами  моделировании  и  обработки  результатов. 
  • подготовлен для работы на производстве и в научных учреждениях медицинского, биологического профиля; органах  охраны  природы  и  управления  природопользованием;
  • способен участвовать в подготовке специалистов по физиологии человека и животных и смежным дисциплинам в образовательных учреждениях, а так же в просветительской деятельности.

Профиль Микробиология
Всестороннее исследование микроорганизмов, их структурно-функциональной организации, метаболических процессов, обеспечивающих многообразие способов существования микроорганизмов и их функций в природе, генетических механизмов, основ систематики микроорганизмов, микробной экологии; овладение методами получения, культивирования, идентификации микроорганизмов с целью их использования в различных областях хозяйственной деятельности и здравоохранении.
Выпускник, завершивший обучение по профилю Микробиология:

  • знает фундаментальные основы, современные достижения и проблемы микробиологии;
  • владеет методами получения, культивирования и использования микроорганизмов, методами селекционной работы и генетического конструирования микроорганизмов и использует их в решении медицинских, сельскохозяйственных и экологических проблем;
  • владеет основами теории и практики микробной биотехнологии;
  • знает особенности распространения микроорганизмов в различных средах обитания, их роль в экосистемах и биосфере в целом, использует эти знания в ликвидации последствий антропогенных загрязнений окружающей среды;
  • может разрабатывать и применять на производстве методы получения, культивирования и использования микроорганизмов, обеспечивать технологическую эксплуатацию микробиологического производства;
  • подготовлен к работе на производстве и в научных учреждениях в области микробной биотехнологии, медицинской, ветеринарной, сельскохозяйственной, пищевой, водной, экологической микробиологии.

Профиль Зоология позвоночных
Областью профессиональной деятельности выпускников является: изучение биологического разнообразия, биологии и экологии позвоночных животных; охрана окружающей среды и сохранение биологического многообразия; управление в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Биолог-зоолог подготовлен к деятельности в научно-исследовательских организациях, в организациях, связанных с управлением в области природопользования и охраны природы, к работе по воспроизведению, охране и повышению продуктивности хозяйственно-важных видов животных, к работе на санитарно-эпидемиологических и ветеринарных станциях, в зоопарках, в научных отделах особо охраняемых природных территориях (заповедники, заказники и т.д.).
Выпускник, завершивший обучение по профилю «Зоология позвоночных»:

  • владеет современными методами сбора, обработки, анализа и описания биологического материала;
  • владеет методами обнаружения, наблюдения, классификации и культивирования животных;
  • демонстрирует современные представления о зоологии;
  • знает основы заповедного дела, методы ведения промыслового хозяйства, методы воспроизведения и способы повышения продуктивности животных;
  • имеет представление об охране окружающей среды и природопользования и управления в данной сфере;
  • способен проводить самостоятельные исследования зоологических объектов;
  •  способен участвовать в подготовке специалистов по зоологии позвоночных и смежным дисциплинам в образовательных учреждениях, а так же в просветительской деятельности.

Профиль Зоология беспозвоночных
Областью профессиональной деятельности выпускников является: изучение морфологии, физиологии, экологии беспозвоночных на организменном, популяционном и отчасти молекулярном уровне. Строение и функционирование наземных и водных экосистем с участием беспозвоночных. Хозяино-паразитарные отношения. Биоразнообразие и охрана беспозвоночных, с акцентом на фауну Байкальского региона. Адаптации беспозвоночных к факторам среды и антропогенным воздействиям. Ксенобиотики и биотестирование с использованием беспозвоночных. Практическое использование беспозвоночных, вредители сельского и лесного хозяйства, меры борьбы с ними.
Выпускник, завершивший обучение по профилю Зоология беспозвоночных:

  • имеет представление о сравнительной анатомии и морфологии беспозвоночных;
  • ориентируется в систематике беспозвоночных, имеет представление об их биоразнообразии, в особенности Байкальского региона;
  • понимает строение и функционирование водных и наземных экосистем, место и роль беспозвоночных;
  • владеет современными методами полевых и лабораторных исследований и способен анализировать полученные результаты;
  • понимает и оценивает угрозы от промышленных и прочих загрязнителей, способен оценить наносимый ущерб с помощью специальных методик;
  • подготовлен для работы на производстве и в научных учреждениях биологического, медицинского, хозяйственного и природоохранного профиля;
  • может проводить научные исследования в области систематики и экологии беспозвоночных, изучения и сохранения биоразнообразия, мониторинга окружающей среды, изучения антропогенных воздействий, защиты растений.
  • способен участвовать в подготовке специалистов по зоологии бес позвоночных, гидробиологии, энтомологии, паразитологии и смежным дисциплинам в образовательных учреждениях, а также в просветительской деятельности.

Профиль Биоинженерия и биоинформатика
Изучение свойств вещества на молекулярном уровне; получение, изучение и применение различных биологических объектов, включая измененные организмы и биомакромолекулы; основы молекулярного моделирования природных и искусственных биосистем;  обработка и анализ массива информации по биологическим объектам (расшифрованных геномов, пространственных структур биомолекул, взаимодействия биологических объектов); современные достижения и методы биотехнологии в области медицины, промышленного производства, сельского хозяйства.
Выпускник, завершивший обучение по профилю Биоинженерия и биоинформатика:

  • владеет современными физико-химическими методами исследования биосистем и способен профессионально эксплуатировать соответствующее оборудование;
  • демонстрирует современные представления об основах биотехнологии, биоинженерии и нанобиотехнологии;
  • имеет представление о методах молекулярного моделирования и компьютерного эксперимента;
  • может работать в специализированных базах данных, описывающих структуру и свойства биологических объектов;
  • подготовлен для работы на производстве и в научных учреждениях медицинского, хозяйственного и природоохранного профиля;
  • может проводить различные биоинженерные и биотехнологические исследования (культивирование клеток, создание генно-инженерных конструкций, клонирование и т.д.);
  • способен участвовать в подготовке специалистов по биоинженерии, биоинформатике и смежным дисциплинам в образовательных учреждениях, а так же в просветительской деятельности.